Споры по уплате налогов. Досудебное урегулирование налоговых споров


1. Что признается налоговым спором
1.1 Признаки налогового спора
1.2 Причины налоговых споров
2. Процедура досудебного урегулирования налоговых споров
2.1 Порядок досудебного урегулирования налогового спора
2.2 
Обжалование решений по налоговым проверкам
2.3 Рассмотрение жалобы

Что признается налоговым спором

Налоговый спор - это противоречие, возникающее между налогоплательщиком и надзорным органом. Причиной подобных разногласий в широком смысле является исчисление и уплата налогов. 

Признаки налогового спора

Юристы обращают внимание на то, что основополагающим в определение налогового спора является его предмет, а не участники. Другими словами, если причина разногласий кроется в сборах налоговых платежей, сроках уплаты и тп, - есть основания говорить о налоговом споре. Если же участником спора является фискальная служба, то происходящее не обязательно является таковом.

Индивидуальные признаки налогового спора:

Характер разногласий. При возникновении налогового спора, речь всегда идет о процессе исчисления и взимания сборов в РФ, а также разногласиях, вызванных процессом налогового контроля.

Субъект разногласий. Участниками налогового сбора являются налогоплательщики (или прочие лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов) и государственные контролирующие органы. Это могут быть налоговые службы и таможенные организации. 

Юридическое неравенство участников. Одна из сторон налогового спора всегда представляет государственные интересы. Отсюда вытекает неравное положение участников разногласий.

Причины налоговых споров

Согласно статистике каждый год налоговые службы инициируют более 10000 дел, связанных с нарушением Налогового кодекса РФ. В свою очередь налогоплательщики подают иски о нарушении своих прав примерно в половину раз реже. При этом важно отметить, что ФНС периодически проводит мероприятия по предупреждению конфликтных ситуаций. Однако подобных усилий пока что недостаточно. В качестве возможной причины можно назвать быстрое развитие и изменение налогового законодательства. Из-за этого возникает двусмысленность и противоречивость трактовки.

Самые частые причины возникновения налоговых споров:

✓ незаконность нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
✓ незаконность действий или бездействие должностных лиц;
✓ неправомерное (по мнению налогоплательщика) взыскание платежей за счет вкладов и поступающих платежей с банковских счетов;
✓ возврат из бюджета излишне уплаченных средств, а также возмещение убытков, причиненных налоговой службой или отдельными должностными лицами

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров

Разрешение налоговых споров происходит по определенной законной форме. На основание п.2 ст.138 НК РФ стороны обязаны соблюсти досудебный порядок урегулирования конфликта. 

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

Порядок досудебного урегулирования налогового спора

Процесс досудебного урегулирование формируется на основе ст.139, ст.139.1, ст.139.3, ст.140 НК РФ.

составление жалобы;
направление жалобы в соответствующий орган. Согласно букве закона подать документ в вышестоящую инстанцию можно только через организацию, являющуюся стороной спора;
решение о принятие, либо отказе о принятии жалобы к рассмотрению. Такое решение должно иметь законное обоснование;
направление уведомлений заявителю и второй стороне спора о дате и месте проведения рассмотрения;
в случае необходимости, запрашиваются дополнительные материалы. Например, документы, объяснения и прочие доказательства. Их может предоставить, как заявитель, так и другая сторона;
заседание и вынесение мотивированого решения;
письменное уведомление сторон налогового спора.

Важно! Заявитель обязан успеть подать жалобу или другой претензионный документ в установленные законом сроки. Так, апелляция направляется в соответствующий орган до вступления решения в силу. А, например, жалоба - до истечения года со дня нарушения прав. 

Поданный документ перенаправляется в вышестоящую инстанцию в течение 3 дней. В это же время заявителю сообщают итоговое решение по рассмотрению жалобы.

Обжалование решений по налоговым проверкам

Документы и акты, подтверждающие право на обжалование действий или бездействия налоговых и таможенных органов в административном порядке:

✓ Налоговый кодекс РФ (статьи 137 и 138);

✓ Приказ ФНС России от 13 февраля 2013 года № ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы»

✓ Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». 

Информация ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров» (приведена на сайте www.nalog.ru).

Как упоминалось выше, досудебное урегулирование обязательный процесс решения налогового спора. Другими словами, налогоплательщик может подать в суд, только после рассмотрения его жалобы в вышестоящем налоговом органе. Для дел, связанных с налоговыми проверками, существует два вида подаваемых документов - апелляционная жалоба и жалоба.

Апелляционная жалоба

Апелляционная жалоба - это жалоба на решение суда, которое не вступило в законную силу. Содержание такого документа может отражать несогласие, как с привлечением, так и с отказом от привлечения к ответственности, если подающий считает, что его права нарушены. 

Жалоба

Жалоба предназначена для обжалования уже вступивших в силу документов. Например, актов налоговой проверки, бездействий или прочих действий контролирующих органов и должностных лиц. Жалоба используется, как инструмент для инициации досудебного урегулирования налогового спора.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. (п.1 ст.138 НК РФ)

Рассмотрение жалобы 

Поданная жалоба должна соответствовать нормам, описанным в ст.139.2 и 139.3 НК. Предоставление документа в налоговый орган является основанием для рассмотрения спора по существу. 

На основании п.2 ст.140 НК РФ при рассмотрение дела присутствие заявителя не является обязательным. Разрешение конфликта проходит на основании представленных документов, свидетельств и прочих материалов заявителя.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос сроков рассмотрения жалобы. Согласно абз.2 п.6 ст.140 НК РФ подобные дела разбираются в течение 15 дней со дня поступления жалобы. Датой поступления признается дата регистрации документа в налоговом органе. При отправке жалобы почтой - дата доставки, отмеченная на почтовом штемпеле. В некоторых случаях срок рассмотрения может быть увеличен еще на 15 дней. Происходит подобное по решению руководителя налогового органа, и может быть сделано только один раз. 

В случае подачи жалобы на акт, влекущий привлечение лица к ответственности, срок рассмотрения дела, согласно абз.1 п.6 ст.140 НК РФ, будет составлять 1 мес.

Рассмотрение жалобы по существу заканчивается вынесением определенного решения. Такой порядок определен п.3 ст.140 НК РФ. Итоговый документ может содержать:

полный или частичный отказ в удовлетворении требований заявителя;
решение о полной или частичной отмене акта, признанного незаконным;
решение о полном или частичном изменении акта, признанного незаконным;
решение о признание действий или бездействий органов или определенных должностных лиц незаконными.

Со своей стороны, заявитель вправе согласится или не согласится с принятым решением. Следующим шагом во втором случае будет обращение в суд.

Остались вопросы? Звоните! +7 (916) 104-39-67

Поможем разобраться и довести дело до максимально положительного результата.