Все что нужно знать о правах пациента в Российской Федерации

Содержимое статьи:

Пациент это отдельная социальная категория, в которую может попасть любой гражданин. Помимо общих прав, на пациентов распространяется ряд дополнительных “привилегий”, о которых мы расскажем в нашей статье.

Как приобретается статус пациента

Несмотря на всю сложность юридических процессов, статус пациента приобретается автоматически, как только гражданин обращается в бюджетное или коммерческое медицинское учреждение. Этот статус не прописан ни в одном правовом документе и устанавливается по умолчанию.

Виды медицинской помощи

Пациент в Российской федерации имеет право на получение медицинской помощи 4 разных видов. Она может оказываться как бесплатно по страховке, так и на коммерческой основе. Перечень платных медицинских услуг в каждой бюджетной организации устанавливается индивидуально. У пациента всегда есть выбор в получении платного или же бесплатного лечения (закон № 323-ФЗ).

  1. Первичная медицинская помощь. Ее можно получить в любой медицинской организации (часто поликлинике по месту регистрации). Включает в себя: поход к терапевту, педиатру, гинекологу, общие анализы, профилактическое оповещение врачами, вакцинация в периоды сезонной заболеваемости  и т.д.
  2. Специализированная медицинская помощь. Основана на проведении лечения с помощью высокотехнологичного оборудования при определенных заболеваниях в области гинекологии, акушерства, пульмонологии, онкологии и.т.д Также неотъемлемой ее частью является пребывание на стационаре.
  3. Скорая медицинская помощь. Сюда относятся любые врачебные манипуляции, оказываемые персоналом скорой помощи: от сильного ушиба и переломов, до реанимации пациента.
  4. Паллиативная медицинская помощь. В этой категории оказываются медицинские услуги, направленные на поддержание пациентов, страдающих неизлечимыми болезнями: облегчение боли, создание комфортных условий (если больному необходимо постоянное нахождение в больнице) и т.д. 

Каковы обязанности бюджетной медицинской организации

Права пациента еще не гарантируют их точное соблюдение медицинским учреждением. Для контроля работы и качества предоставляемых услуг, медицинские организации берут на себя ряд обязательств, которые необходимо соблюдать неукоснительно.

  • Оказание необходимой экстренной помощи.
  • Осуществление деятельности по оказанию медицинских услуг в соответствии с российским законодательством.
  • Обязательно предоставление полных сведений об оказании бесплатной медицинской помощи.
  • Обязанность соблюдения врачебной тайны.
Врач имеет право на разглашение врачебной тайны, если:
  • пациент недееспособен и не может выражать свою волю;
  • есть риск возникновения эпидемии;
  • поступило требование от правоохранительных органов с целью расследования преступления;
  • необходимо расследование травмы на предприятии;
  • осуществляется проверка качества оказываемых медицинских услуг.

  • Разрешается использовать только лекарства и оборудование, разрешенные на территории Российской Федерации.
  • Обязанность оглашать пациенту только достоверную информацию о лечении.
  • Пациент, по желанию, может затребовать информацию о деятельности интересующего его врача и его квалификацию, и медицинское учреждение не вправе ему отказать в предоставлении сведений.
  • Оповещение правоохранительных органов о пациентах, которым был нанесен физический вред с применением незаконных действий.
  • Медицинские организации обязаны хранить медицинскую документацию на каждого пациента.

Права пациента

Права пациента прописаны в статье 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и распространяются на все медицинские учреждения РФ:

  • гуманное и уважительное отношение со стороны врачей;
  • предоставляется свободный выбор врача и медицинского учреждения (учитывая условия медицинского страхования);
  • оказание медицинской помощи и содержание в требуемых санитарно-гигиенических условиях;
  • проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов;
  • право на обезболивающие средства (при тяжелом заболевании или после операции);
  • право о неразглашении информации об обращении за медицинской помощью (ст. 61 ФЗ № 5487-1ю);
  • добровольное решение и согласие на врачебное вмешательство (ст. 32 ФЗ № 5487-1);
  • отказ от получения медицинской помощи (33 ФЗ № 5487-1);
  • получение (лично или представителями) сведений о своем диагнозе и методах лечения (ст. 31 ФЗ № 5487-1);
  • получение медицинских услуг на условиях добровольного медицинского страхования.
  • право на возмещение ущерба, причиненного в ходе оказания медицинской помощи (ст. 68 ФЗ № 5487-1);
Возмещение вреда производит страховая компания, в которой оформлено Ваше страховое свидетельство.
  • допуск (даже к тяжелобольному) пациенту юриста или иного законного представителя для защиты его прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении – на предоставление условий для отправления.

Заключение

Всегда важно помнить, что пациент может не только стоять в очереди и ждать приема врача. У него есть права и он должен ими пользоваться. Конечно, когда в поликлинике или больнице речь заходит о сведениях, отношении и других спорных ситуациях, медицинский персонал всегда начинает возмущаться. И очень зря, потому что именно они и нарушают Ваши права, и именно Вы покорно терпите неприятные последствия. Также часто мы рассуждаем, что в платной клинике отношение лучше, чем в бесплатной. Но если еще раз заглянуть в статью 30, то можно понять, что и в бюджетной организации к больным должны относиться также. Если у Вас возникли споры с медицинской организацией, Вас оскорбили или отказались давать сведения о болезни или лечении, то ни в коем случае не молчите. Обратитесь за помощью юриста, он поможет разобраться в ситуации и отстоять Ваши права в суде.

Остались вопросы? Звоните по телефону +7 (916) 104-39-67
Предоставим грамотную консультацию и профессиональную юридическую помощь.